Алгоритм написания сказки.

1 Сказка начинается с присказки. -Что же такое присказка? «Род зачина или концовки в народной сказке. Это еще присказка, а сказка будет впереди. Прибаутка, а также постоянно повторяемое кем-нибудь выражение.» С.И Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Конечно, в народных сказках мы встречаем такие присказки как « На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел -горюч камень алатырь » « На поле – поляне, на высоком кургане,….» « Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами…..» « Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли..» « В некотором царстве, в некотором государстве..» « Жил- был…»

Да, наверно неплохое начало. Ну, раз «жил-был», значит несомненно нужен Главный герой. Лучше конечно выбрать яркого необычного персонажа. Например такой как Карлосон- маленький человечек с пропеллером на спине, Чебурашка -непонятный зверек с большими ушами.( здесь очень уместно применять метод наводящих вопросов)

2. Сказка начинается с главного героя. - Кто он? Выбрав главного героя, необходимо ответить на вопрос- Какой он? И такой необязательный вопрос из предыстории –А откуда он взялся? Чебурашка -из ящика с апельсинами, Карлосон с крыши прилетел. А вот Буратино вообще из полена сделали! Разве таких забудешь? Здесь необходимо дать определение понятий: Мышь-маленькая, серенькая, живет в норке. И умозаключение: Если маленькая то не Мышь, а Мышка, если живет в норке, то Норушка. Опять же если бы была большая и неприятная, то Мышь-Норушь, а так получается ласково- Мышка-Норушка.

3. И за этим конечно же следует уже и начало сюжета. - Что он делает? Здесь имеет место мысленный эксперимент. Героя ставим в затруднительное положение, похожее на проблему, близкую ребенку. И герой начинает эту проблему преодолевать. В сказке ребенок впервые сталкивается с парадоксами: Вот происходит совершенно невероятный, удивительный случай, иногда противоречащий здравому смыслу. Получается любое волшебство- парадокс. И здесь сказка строит мощную психологическую защиту — готовность воспринять любое событие в реальной жизни, даже самое невероятное. В построении отмечаем повторение действий; стремление строить действие на герое; трёхступенчатое строение сюжета.

4. И наконец кульминация: -Что случилось с главным героем? Кульминация- точка наивысшего напряжения развития событий, здесь и основная мысль сказки, ее главная мораль. Итог или вывод. Чего добился главный герой? Если герой совершил добрый, правильный поступок он должен быть вознагражден, а зло неминуемо должно быть наказано!

5. Закончить сказку можно присказкой, можно пословицей. « Я сам там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало.» « Вот и сказке конец, кто слушал, тот молодец!» « Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!» « Сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок» « Что посеешь, то пожнешь» « Горька работа, да хлеб сладок» «В ком правды нет, в том добра мало»
Методические рекомендации.

СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК-ИМПРОВИЗАЦИЙ Карточки с картинками, изображающими различных людей, животных (персонажей традиционных сказок), надо последовательно разложить на столе картинкой вниз, их можно также положить друг на друга. Конечно, на карточках могут быть изображены и растения, и дома, и дворцы, и предметы мебели, и игрушки. Первый участник поднимает первую карточку и без паузы, сразу, экспромтом говорит несколько предложений по поводу того, что на ней изображено. Его задача — сделать зачин нашей сказке.

После того как он произнес три-четыре предложения, в работу вступает второй участник. Он поднимает вторую карточку, смотрит на нее, показывает всем и также быстро, без задержки, продолжает начатый сюжет, органично включая в него сведения о доставшемся ему изображении. Первый в это время кладет свою карточку на стол так, чтобы изображенное на ней видели все. Затем в дело вступает третий, четвертый, пятый и другие участники.

Наш опыт показывает, что при работе с младшими школьниками привлекать для сочинения одной такой сказки более пяти-шести детей нецелесообразно. Фиксируя подобные импровизации, можно увидеть прогресс в их создании. Естественно, что, настраивая детей на эту игру, следует ориентировать их на сочинение оптимистических историй, обязательно включающих в себя вымышленные фантастические события.
ОДНО И ТО ЖЕ СОБЫТИЕ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ На столе (лицом вниз) раскладываем карточки с изображением традиционных, хорошо известных детям сказочных героев: Ваня из сказки «Серебряное колечко»; Мальвина, кот Матроскин, попугай Кеша, Царевна Несмеяна, Конек-горбунок, Емеля и др. Затем предлагаем группе ситуацию, например встреча с Карабасом-Барабасом. Дети поочередно поднимают по одной карточке и, учитывая особенности мышления и поведения доставшего персонажа, стиль речи, говорят о том, как бы каждый из них отнесся к этой встрече.

Следует обязательно отмечать и поощрять наиболее яркие, артистичные, точно соответствующие характеру героя ответы. Так, например, Ваня мог бы спросить Карабаса: «Гражданин! Ты почто куколок тиранишь? Нехорошо это, дядя, нехорошо…» Мальвина вряд ли удержалась бы от слез, кот Матроскин вполне мог бы предложить Карабасу поработать на него, а попугай Кеша, скорей всего, спросил бы Карабаса, бывал ли тот на Таити, а затем затеял бессмысленный разговор о видах на урожай или движении воздушных потоков над Атлантикой.

Меняя героев и обсуждаемые ситуации, можно постоянно вводить в игру неожиданные повороты. Это, безусловно, заставит участников импровизировать и скажется на развитии оригинальности и гибкости их мышления.

СОЧИНЕНИЕ ОЧЕНЬ ПРАВДИВЫХ ИСТОРИЙ Всем известно, что одна из главных особенностей сказки — непременное наличие в ней фантастических, вымышленных событий. На первый взгляд (взгляд несведущего человека), придумывать необычное, фантазировать очень легко. Поскольку это совсем не так, предлагаемая методика специально названа провокационно — «сочинение очень правдивых историй».

Детям дается задание придумать короткую сказку о каких-то предельно фантастических, вымышленных событиях. Первоначально это задание обычно кажется детям очень простым, и только занятия покажут им, как это бывает трудно. Для того чтобы активизировать детей, психологу желательно включаться в детские сочинения, добавлять свои идеи, демонстрируя при этом образцы творческого решения. Это существенно усилит развивающий эффект занятия.

С ПОМОЩЬЮ РАЗНОЦВЕТНЫХ ШЛЯП В своей книге «Латеральное мышление» известный специалист в области психологии творчества Эдвард де Боно предложил интересный путь решения творческих задач. Он советует не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Для этого, по замыслу Э. де Боно, следует мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать разные шляпы, каждая из которых задает определенное направление мышлению. Объясняя, почему используются именно шляпы, автор подчеркивает, что головной убор — это то, что обычно очень точно указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек.

Судите сами: мы можем надеть бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры, и каждый из этих головных уборов предлагает нам новую социальную роль, а в соответствии с ней — новую модель поведения и новый взгляд на окружающее. Важно и то, что шляпу можно легко снять. Она не является чем-то фундаментальным. Мы модернизировали методику Э. де Боно для решения наших задач по сочинению сказок.

Для этого нам можно взять не шесть шляп, как у него, а гораздо больше. У нас каждая шляпа будет задавать определенный эмоциональный настрой. Этот настрой будет определяться наиболее характерными ощущениями, вызываемыми тем или иным цветом. Например: Белая шляпа — светлые мысли. Оранжевая шляпа — радость, праздничное настроение. Черная шляпа — мрачные мысли, черные замыслы, козни злых персонажей.

Красная шляпа — яркие, сильные эмоции и чувства. Фиолетовая шляпа — догадки, интуиция, предчувствия. Желтая шляпа — сокровища, ценности и деньги. Синяя шляпа — мечты и фантазии. Серая шляпа — равнодушие, холодность. Зеленая шляпа — исследования, предложения, альтернативные идеи, неожиданное решение сложной проблемы. Розовая шляпа — волшебные события. Теперь выбираем героев нашей сказки и, снимая и надевая (мысленно или по-настоящему) разноцветные шляпы, мы можем сочинить бесконечно большое количество сказок.

СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК ПО ЦВЕТОВЫМ АССОЦИАЦИЯМ Язык цвета неоднозначен, и вместе с тем в сознании большинства людей прочно живут стереотипы его восприятия. Вероятно, первый из них заключается в том, что определенные цвета вызывают у разных людей одни и те же эмоции, чувства, ассоциации. Если бы представления о чувствах, вызываемых разными цветами, у людей не были бы унифицированы, то художник, с его индивидуальным подходом к выражению через цвет своих замыслов, был бы просто недоступен и непонятен другим.

Поэтому, например, педагоги-художники всегда заботятся о том, чтобы рассказать ребенку о «теплых» и «холодных» цветах, о том, какие цвета вызывают в сознании большинства людей активность, радость, а какие спокойствие и умиротворение. Использование ребенком этих знаний в собственном творчестве повышает выразительные возможности продуктов детского творчества, расширяет возможности восприятия самим юным творцом различных явлений. Это, в свою очередь, влияет на развитие творческого потенциала ребенка.

Для развития ребенка в данном направлении разработано много заданий. Например, «нарисуй предметы, окрашенные в теплые и холодные цвета». Но значительно более популярны другие задания, тесно связанные с выразительными возможностями цвета. Самое распространенное из них — выразить заданное настроение цветом путем раскрашивания одинаковых контуров. Дайте ребенку две заготовки, на которых изображены контуры, например, сказочного города (контуры должны быть идентичны), и предложите цветом добиться того, чтобы один город стал «городом злого», а другой — «городом доброго» сказочного героя. Разнообразить и одновременно усложнить задание можно путем внесения изменений в изображения самих контуров и путем использования разнообразных, а не только полярных (добрый — злой; смешной — грустный) настроений.

Например, предлагаем контурное изображение птицы (корабля, самолета) и даем задание: сделай так, чтобы одна птица была «взволнованная», а другая «спокойная». Совершенствовать способность выражать свои чувства в полихромном изображении можно, вводя ограничения на использование большого количества цветов. Предложите ребенку нарисовать, например, два волшебных леса, но один лес пусть будет мрачным, а другой веселым и солнечным.

Постепенно развивая ребенка в этом направлении, необходимо подвести его к мысли, что при общей правильности закономерностей, закрепленных данным стереотипом восприятия цвета, сам по себе цвет в произведении изобразительного искусства может и должен использоваться очень разнообразно. Взрослый художник, работая, решает эти задачи на интуитивном уровне, не задумываясь ни о том, какие краски между собой смешивать, ни о том, каким цветом в данный момент воспользоваться.

У него все это получается естественно, само собой, минуя сознание. Поэтому, например, изображая снег, освещенный закатным солнцем, он воспользуется не только белой краской, а рисуя траву или листву деревьев, не будет применять только зеленую. Художник не имеет стереотипа, от влияния которого страдают многие детские рисунки и даже сама способность ребенка объективно воспринимать действительность.

Мы говорим уже о другом распространенном стереотипе цветового восприятия. Назовем его «стереотипом доминирующего цвета». Нередко поправляя рисунки детей, мы внушаем им, что трава должна быть зеленой, небо — голубым, огонь — оранжевым и тому подобное. Мы привыкли к словесному определению доминирующего цвета предмета. В языке, даже таком богатом, как русский, нет столько словесных обозначений, сколько существует оттенков цветов.

Цветовые стереотипы можно применять с пользой. Например, предлагаем детям карточки с квадратиками или кружочками разного цвета (допустим, 2 голубых, 2 желтых, 2 коричневых, 2 зеленых, 2 красных, 1 розовый, 1 черный).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Имя*
Е-Mail*
Сайт*
Комментарий

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>